Осознанность — пятое наставление буддистской практики

777 (1)Пятым наставлением из буддийской практики является осознанность. Основано оно на следующей дуальности:

 

- ум очищается ясной и светоносной осознанностью;

- ум затуманивается принимаемыми алкоголем и наркотиками.

Достижение состояния просветления возможно только при достижении полной осознанности. Это состояние, когда человек осознает каждое мгновение своей жизни, наблюдает чувства и ощущения момента. Цель Буддизма – просветленный ум. Осознанность к себе дает освобождение от всех прошлых моделей и шаблонов. Осознанность к окружающей реальности освобождает от заблуждений, являющихся корнем неудовлетворенности и страданий.

Значение осознанности на санскрите

На санскрите значение слова «осознанность» имеет три варианта, которые отражают более полно все оттенки истинного значения.

Смрити (сати) – памятование (осознание) состояния, когда человек присутствует в действительном переживании. Противоположность ему – рассеянность или отвлечение.

Сампраджня (сампаджанна) – ясное знание. В этом случае человек ясно осознает цель и отношение между целью и тем, что делает. Это осознавание цели.

Апрамада (аппамада) – активная осознанность. Человек внимательно ограждает себя от неискусных действий ума, речи, тела. Будда призывал прилагать усилия с бдительностью.

Противоположность осознанности – прамада, что означает беспечность, небрежность, опьянение и прочее подобное.

Вместе эти три слова олицетворяют многогранную природу буддийской идеи осознанности и ее первостепенную важность в духовном развитии.

Без смрити человек не будет присутствовать в своем опыте, не будет достаточно осознанным, чтобы наслаждаться тем, что делает.

Без сампраджни он будет постоянно забывать, зачем ему дана жизнь, бесцельно плывя по течению, безвольно отдаваясь на милость случающихся событий, так и не достигнув цели.

Без апрамады невозможно соблюсти нравственность, поэтому осознанность – это основа практики самопознания и духовного развития.

Без осознанности человек живет на автопилоте. В этом случае не человек проживает жизнь, а жизнь проживает его. По мере развития осознанной внимательности, развивается способность выбирать реакции на возникающие обстоятельства, действия других людей и деятельность собственного ума.

Виды осознанности

Будда в Проповеди об основах внимательности выделяет четыре ее основы.

  1. Внимательность к физическому телу.
  2. Внимательность к своим ощущениям.
  3. Внимательность к деятельности ума.
  4. Внимательность к окружающей реальности.

Сангхаракшитой была расширена традиционная буддийская формулировка и названа как четыре измерения осознанности.

  1. Осознанность по отношению к физическим вещам и окружению.
  2. Осознанность по отношению к себе, куда входят осознанности к телу, мыслям, ощущениям.
  3. Осознанность по отношению ко всем людям.
  4. Осознанность по отношению к проявляющейся реальности.

Осознанность по отношению к физическим вещам и окружению

Медитация способствует развитию осознанности. В осознанном состоянии человек начинает замечать то, что раньше не видел, окружающая реальность наполняется новой ясностью, красотой и очевидностью. Осознанность позволяет ощущать удовольствие от жизни.

В спешке и занятости люди разучились видеть прекрасное в окружающем мире, какого оттенка цвет неба, какой аромат исходит от распускающейся листвы, как меняется городской пейзаж и многое другое. Человек должен научиться обращать внимание на мир и, главное, находить в нем хорошее и получать от этого удовольствие. Это величайшая услуга, которую люди могут оказать себе.

Медитация помогает в развитии осознанной внимательности, но важно применять возвышенную осознанность в рутине повседневной жизни. Для этого необходимо учиться чувствовать мир, прислушиваться к нему, обонять, осязать и смотреть открытыми глазами. Нужно ощущать физическое окружение всеми органами чувств. Только практика поможет развить или восстановить осознанность, поможет сдерживать склонность к отвлечению, останавливать беспрерывный мысленный поток, будить ото сна наяву.

Осознанность по отношению к себе

Будда учил своих учеников быть осознанными по отношению к телу. Это значит, что когда монах сидит, скрестив ноги и держа спину прямо, он устанавливает присутствие осознанности. Наблюдает свое дыхание – осознанно вдыхает, осознавая тело, осознанно выдыхает, осознавая свое тело. Когда монах идет, знает, что он идет, когда стоит, знает, что стоит, когда ложится, знает, что ложится. Какое бы положение не принимало его тело, монах всегда ведает, что и каково оно есть. Принимая пищу, он смакует ее, наблюдая изменяющийся вкус и получая удовольствие от этого.

Практикуя подобным образом, человек может достичь значительных результатов. Прекращается беспорядочная болтовня беспокойного ума, тело наполняется осознанностью физического существования. Появляется удовольствие от момента жизни.

Осознанность тела и окружающей действительности служит основой следующих внимательностей, поскольку и то и другое усмиряет внутренний диалог.

Осознанность к ощущениям

Под словом «ощущение» Будда подразумевает ведану - мгновенную реакцию неприязни или приязни на какое-либо действие или событие. Эго цепляется за опыт прошлого и, исходя из этого, оценивает событие или действие, что дает неприятную или приятную ведану. Таким образом работают заложенные стереотипы, и они управляют жизнью человека, формируя события в будущем.

Бессознательное и автоматическое реагирование на веданы удерживает людей в старых моделях поведения, которые базируются на укоренившихся шаблонах и стереотипах, кем-то когда-то установленных. Свобода начинается там, где заканчивается бессознательное реагирование. Осознавая веданы, человек может действовать творчески, абсолютно новым образом.

То же самое относится к эмоциям. Только осознавая эмоции, можно управлять ими. В обратном случае эмоции управляют человеком. Осознавая эмоции и выбирая только положительные, человек формирует лучшие события в будущем, преображает окружающую его реальность. Эмоции негативного характера постепенно растворяются.

Осознанность к мыслям

Большинство людей проводят свою жизнь в беспрерывном мысленном монологе, который в большинстве случаев несет только вред. Они строят планы на будущее, сожалеют о прошлом, беспокоятся о том, что о них думают другие, перебирают в уме свои и чужие болезни, радуются чужой неудаче, смакуют свою ненависть к кому либо, мечтают отомстить и о многом другом.

Во время мысленной болтовни осознанность отсутствует, происходит сон наяву. Усугубляет положение отождествленность с мыслями, которые становятся фантазиями, а затем проигрываются в жизни.

Отождествляясь с мыслями, привязываясь к ним, человек вкладывает в них энергию, которая идет на реализацию их в материальном мире. Ясный ум возможен только при полной осознанности, свобода возможна только при ясном уме.

Необходимо научиться наблюдать свои мысли, чтобы полностью их контролировать. Начинать можно с медитации, далее активно практиковать это в повседневной жизни. При достижении осознанности к мысли наступает ощущение глубокого покоя и уверенности. Это свобода, управляя своими мыслями, вы управляете своей реальностью. Потому что, о чем вы думаете, то уходит в подсознание, в какие мысли вы вкладываете свою энергию, то и получаете в жизни.

Человек сам выбирает, быть в ясном уме или спать наяву, думать о благе или негативе. Становясь более осознанным к мысли, мы получаем доступ к высшим знаниям и способностям, интуитивные озарения становятся достоверными и более частыми.

Осознанность к реальности

В традиционных буддийских текстах осознанность к реальности описывается во взаимосвязи с Четырьмя благородными истинами Будды. События жизни следует рассматривать с точки зрения этих истин. Окружающая реальность и все события в ней проявляются согласно мыслям каждого индивида, то и воспринимать их следует осознанно и с благодарностью. Осознанность к окружающей реальности будет сохраняться, если наблюдать ее отстраненно, не вовлекаясь эмоционально и ментально в события.

Поддерживать внимательность к повседневной жизни трудно, но важно для духовного роста. Следует развивать ее и постоянно поддерживать, пока осознанность не станет привычкой. В развитии поможет медитация, практика внимательности в простых действиях, например, ходьбе. А также следует избегать торопливости и суеты во всех делах и речи. Можно будить себя ото сна наяву следующими вопросами: «Где я? Что я делаю? Что я чувствую?». Отвечая на них, вы приходите в осознанное состояние. Воспринимайте действительность такой, какая она есть, не вешайте ярлыки, не оценивайте и не обсуждайте. Стремитесь к осознанности во всем! И придете к Просветлению…

Похожие записи:
Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.



Рейтинг@Mail.ru Траст. Анализ сайта ktoia.ru