Смех Дзен

dzenРеальная история, которая произошла с Буддой. Смех Дзен - Ключ к Просветлению.

Однажды Будда собирался выступить с проповедью; послушать ее явились тысячи его последователей, люди собрались со всей округи, издалека.

Появился Будда, в руке он держал цветок. Шло время, а Будда ничего не говорил. Он сидел молча и смотрел на цветок. Так прошло несколько часов. В толпе нарастало беспокойство, и тут Махакашьяпа, который не в силах был уже сдерживаться, засмеялся.

Будда кивком головы подозвал его к себе, протянул ему цветок и сказал собравшимся:

«Я обладаю оком истинного учения. Все, что можно было сказать словами, я вам сказал; но ключ учения я передаю Махакашьяпе с этим цветком».

Эта история – одна из самых важных, потому что отсюда возникла традиция дзен. Источником был Будда, а Махакашьяпа – первым истинным мастером дзен. Будда был источником, Махакашьяпа – первым мастером, а эта история – тем началом, из которого возникла вся традиция, одна из самых живых и прекрасных традиций на Земле, традиция дзен.

Попробуйте вникнуть в смысл этой истории. Пришел Будда, и, как обычно, послушать проповедь собралась толпа. Огромное количество людей ожидало слов Будды. Но одно было необычным – в руке он нес цветок. Раньше Будда никогда ничего не приносил. Люди решили, что должно быть, кто-то подарил ему этот цветок.

Пришел Будда; как всегда он  сел под деревом. Толпа ждала и ждала, а он все молчал. Он не смотрел на людей, он смотрел на цветок. Проходили минуты, часы. Будда молчал, и люди начали беспокоиться.

Рассказывают, что Махакашьяпа не смог больше сдержать себя. Он громко засмеялся. Будда подозвал его, передал ему цветок и сказал собравшейся толпе:

«Все, что можно было сказать словами, я вам сказал, а что сказать словами невозможно, я даю Махакашьяпе. Ключ невозможно передать с помощью слов. Я вручаю ключ Махакашьяпе».

Для дзен это явилось исходной точкой. Махакашьяпа стал первым обладателем ключа. В Индии было шесть обладателей ключей, включая Бодхидхарму. Именно он был обладателем шестого ключа, Бодхидхарма долго искал сначала по всей Индии, но так и не нашел человека со способностями Махакашьяпы – человека, который смог бы понять безмолвие. Поэтому ему пришлось покинуть Индию, чтобы найти человека, которому можно было бы передать ключ; иначе ключ был бы утрачен.

Буддизм пришел в Китай вместе с Бодхидхармой, который искал человека, которому он смог бы передать ключ, человека, который смог бы понять безмолвие, который смог бы говорить от сердца к сердцу и не был бы одержим умом, человека, у которого не было бы головы.

Только без слов возможно общение от сердца к сердцу. После девяти лет поисков в Китае Бодхидхарма все-таки нашел одного единственного человека.

Седьмым мастером стал китаец. Вплоть до сегодняшнего времени ключ продолжает путешествовать.  Ключ по-прежнему есть; кто-то им еще обладает. Река не пересохла.

Даже от человека, подобного Будде, люди требуют, чтобы он говорил, ибо только слова способны понять. Это глупо. Каждый должен научиться безмолвию, ибо находясь рядом с мастером, нужно быть в безмолвии, только тогда он сможет войти в вас. Посредством слов мастер стучится в вашу дверь, но войти в вас может только через безмолвие. Вхождение мастера в вас дает новый импульс вашей жизни; заставляет ваше сердце биться по-новому; дарит жизни свободу, но для этого ему необходимо войти.

Махакашьяпа смеялся над людской глупостью. Собравшиеся на поляне люди беспокоились и думали: «Когда же, наконец, Будда нарушит это безмолвие, и мы сможем отправиться домой?» И Махакашьяпа, не выдержав, засмеялся.

Так смех начался с Махакашьяпы и до сих пор продолжается в традиции дзен. Ни в одной другой традиции смеха нет. В дзенских же монастырях смеются, смеются и смеются.

Махакашьяпа засмеялся, и был его смех многомерным. Первое измерение: он смеялся над глупостью ситуации, над тем, что Будда молчит, а никто его не понимает, терпеливо ожидая, когда же он заговорит. Всю свою жизнь Будда неустанно повторял, что истину выразить словами невозможно, и, тем не менее, все ожидали именно этого – когда он заговорит.

Второе измерение: Махакашьяпа смеялся и над самим Буддой, над театральностью ситуации, которую создал Будда, сидя под деревом с цветком в руке и вызывая в каждом столько тревоги и беспокойства. Он с удовольствием смеялся над этим театральным жестом Будды.

Третье измерение: он смеялся над своим эго (умом). Почему до сих пор он не мог этого понять? Ведь все так просто и легко. В тот день, когда поймете вы, вы тоже засмеетесь, потому что ничего понимать и не нужно. Нет никаких трудностей, которые надо устранять. Всегда все было ясным и простым. Как вы могли это упустить?

Будда сидел молча, на деревьях пели птицы, в листьях шелестел ветерок, все беспокоились, и тогда Махакашьяпа понял.

Что он понял? Махакашьяпа понял, что ничего понимать не нужно, что говорить ничего не нужно, что объяснять ничего не нужно. Вся ситуация ясна и проста. В ней нет ничего скрытного. Нет никакой нужды искать что-либо, ибо все, что есть, есть здесь и сейчас, внутри вас.

Махакашьяпа смеялся над своим эго, над абсурдным усилием в течение многих своих жизней понять это безмолвие – он смеялся над затянувшимся процессом осознания.

Будда подозвал его, передал цветок и сказал: «Вместе с цветком я передаю тебе ключ».

Что такое ключ? Безмолвие и смех – это ключ, безмолвие внутри, смех снаружи. А когда смех исходит из безмолвия, он не принадлежит этому миру, он божествен.

Когда смех исходит из безмолвия, вы смеетесь не над кем-то. Вы смеетесь над вселенской шуткой. А это и в самом деле - шутка. Это шутка, потому что вы уже все имеете, но продолжаете искать где-то на стороне. Разве это не прекрасная шутка?

Вы – царь, а ведете себя, как нищий; и не только ведете, не только обманываете других, но и обманываетесь сами, считая себя нищим. Вы обладаете источником всякого знания, но продолжаете задавать вопросы; вы обладаете познающим Я, но считаете себя невежественным; вы обладаете бессмертием, но боитесь болезней и смерти. Вот это действительно шутка, и Махакашьяпа, засмеявшись, поступил правильно.

Махакашьяпа оставался безмолвным, безмолвно продолжает течь река. Ключ был передан другим, этот ключ не утрачен, и он продолжает отпирать дверь.

Безмолвие и смех – это две части. Безмолвие – внутри, оно настолько глубоко, что в вашей сущности нет ни малейшей дрожи; вы есть, но никаких волн нет; вы – словно тихая заводь, где нет ни одной волны; вся ваша сущность спокойна, безмолвна; внутри, в центре – безмолвие, а на периферии – смех и праздник. Смеяться может лишь безмолвие, ибо только оно способно понять вселенскую шутку.

Подлинное безмолвие – это праздник. Фальшивое безмолвие вызывает печаль. В чем разница между подлинным и фальшивым безмолвием? Фальшивое – всегда вынужденно, оно достигается посредством усилия. Оно не спонтанно, оно не случилось с вами. Вы заставили его случиться.

Вы сидите безмолвно, а внутри вас – суматоха. Вы ее подавляете, но при этом утрачиваете способность смеяться.

Вот этот ключ: внутренняя его часть – безмолвие, а внешняя – смех, праздник. Будьте безмолвны и веселы. Создавайте вокруг себя новые возможности, чтобы в вас могло расцвести внутреннее безмолвие.

Медитация не приводит к безмолвию, она лишь создает ситуацию, в которой безмолвие случается. Критерий здесь таков: когда случится безмолвие, в вашу жизнь войдет смех. Вокруг вас повсюду начнет случаться радостный праздник жизни.

Когда безмолвие начнет переполнять вас, когда его слишком много, оно становится смехом. Безмолвие становится таким полноводным, что начинает переливаться через край и двигаться во всех направлениях. Махакашьяпа засмеялся. Должно быть, это был безумный смех, Махакашьяпы в этом смехе не было. Смеялось безмолвие. Безмолвие расцвело.

Ваше просветление совершенно лишь тогда, когда безмолвие становится праздником. Поэтому обязательно празднуйте после медитации. После того как вы пребывали в безмолвии, вы должны выразить свою благодарность, свою радость. Нужно выразить свою глубокую признательность всему Бытию хотя бы за то, что у вас есть возможность быть, что вы можете медитировать, что вы можете молчать, что вы можете смеяться.

Похожие записи:
Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.



Рейтинг@Mail.ru Траст. Анализ сайта ktoia.ru