Сутра Исана — Копайте глубже. Часть 2 — Иди своей тропой

Optimized-dzen-tropaНе иди ни по чьим следам. Истину нельзя позаимствовать, как нельзя позаимствовать тропу, протоптанную кем-то другим. Нужно войти в девственные земли собственного внутреннего пространства, куда никто другой попасть просто не способен.

Начало повествования - Копайте глубже — сутра мастера Дзен Исана

Чем глубже ты проникаешь, тем более ты отдален от мира. Друзья и враги, семья и общество медленно, медленно отпадают прочь по мере того, как ты отбрасываешь свой ум. Едва ум заканчивается - и ты остаешься совершенно один. И быть одному - такая колоссальная радость... Помни, это не одиночество. Одиночество есть страсть к другому. А быть одному - завершение себя. Одного достаточно; один - это вся Вселенная. Так что не верь тому, что сказано в словарях. Там пишут, будто одинокий тот, кто остался один, -
но это не так.

С точки зрения экзистенциального опыта, Исан жил один. Но и один, он излучал такое величие, что люди стали сходиться к нему сами - к этой великой тишине, к этой неописуемой красоте истины.

Этот человек уже добрался домой, и, возможно, тебе тоже удастся найти свою дорогу, просто побыв рядом с ним. Он не укажет путь, но рядом с ним возможно многое. Во-первых, ты убедишься, что опыт пробуждения не является просто игрой воображения поэтов или философской системой, созданной мыслителями. Это истинное осознание. Его можно ощутить, к нему можно почти прикоснуться, и, если твое сердце открыто, оно затанцует от радости. Твоя жизнь рядом с таким человеком, как Исан, обретает крылья.

Итак, пришли тысячи. Но Исан никому не давал наставлений, поэтому в качестве названия для этого цикла бесед о сутрах дзен я выбрал изречение Будды: "В синем небе следов не остается". Он всего лишь воспарил в небо, маня за собой тех, кто забыл о своих крыльях, и бросая вызов тем, кто забыл о своем небе, о своей свободе. Затем он растаял в небесной дали, в бескрайней синеве, не оставив следов, но оставив нам непреодолимое стремление отправиться в те измерения, где тебя больше нет.

Тебя больше нет, есть лишь высшее осознание истины

Ты - преграда, ты - проблема. Ты - единственная проблема. А когда ты таешь, начинает проявляться нечто вечное внутри тебя, нечто, принадлежащее всему Космосу. А то, что мы привыкли называть собой, - не более чем тлен.

Прежде чем прейти к сутре "Копайте глубже", несколько слов о жизни Исана.

Исан Рэйю, известный также как Гуэй-шань Лин-ю, жил с 771 по 853 годы. Покинув дом в пятнадцатилетнем возрасте, он стал монахом и учился у местного мастера винайи, в нынешней провинции Фуцзянь.

Эти факты могут показаться незначительными, но они исполнены глубочайшего смысла, который необходимо понять. Он ушел из дома в пятнадцать лет: ведь тогда мир был совсем не тот, что сейчас, и у людей были совершенно другие порывы. Что такое пятнадцатилетний мальчишка?... Но, очевидно, эти порывы были настолько популярны и настолько густо пропитывали атмосферу того времени, что даже пятнадцатилетний мальчишка был достаточно разумен, чтобы загореться.

Говорят, что существуют люди, которые совершают одну и ту же глупость снова и снова, но не могут ничему научиться. Именно поэтому история повторяется. Она повторяется из-за идиотов - иначе ей повторяться незачем. Каждое утро встает новый рассвет. Он не бывает старым, гнилым, отжившим, полностью завершенным. Однако история не может не повторяться, поскольку существуют идиоты, вновь и вновь совершающие одни и те же глупости, и именно они являются творцами истории. История повторяется только по недомыслию.

Пословица гласит, что дурак не учится даже на собственных ошибках, тогда как умный учится на чужих. Человек, извлекающий уроки из чужих ошибок, обладает огромным потенциалом. Очевидно, Исан сделал должные выводы из чужих ошибок уже в пятнадцатилетнем возрасте. Должно быть, он внимательно наблюдал за своими родителями, соседями, учителями - за их безжизненными жизнями, за их бессмысленными блужданиями, единственным результатом которых были нищета и страдание. Все, что у них есть, - какая-то слабенькая надежда на будущее, то ли на следующую жизнь, то ли на рай. Но сейчас жизнь полна страданий, и иначе быть не может. Такова природа жизни, и они это приняли. Он ушел из дома в пятнадцатилетнем возрасте. Он решил не повторять те же ошибки, что совершают все остальные.

Покинув дом в пятнадцатилетнем возрасте, он стал монахом и учился у местного мастера винайи.

Мастер винайи - знаток священных писаний в Индии, ученый муж. Винайя - название буддистских писаний. Само слово "винайя" означает "смирение"; Будда учит, что быть смиренным - значит быть близким к природе. Все буддийские писания - а их много - называются винайя, ибо каковы бы ни были источники этих текстов, основа учения одна: просто будь никем, приготовься исчезнуть в синеве неба, не оставив следов.

Очевидно, Исан еще был на пути поиска. Он отправился учиться к местному мастеру винайи. Пятнадцатилетний мальчишка еще не знает, куда ему идти. Поэтому он отыскал самого известного и эрудированного ученого в округе и отправился к нему.

В двадцатитрехлетнем возрасте он получил посвящение в Ханчжоу.

Получить посвящение - значит полностью посвятить свою жизнь поискам себя. Он обратился к миру: "Помоги мне не заблудиться". Таким образом он публично заявил о своем сокровеннейшем стремлении. Отныне общество знает, что он - искатель истины, а в те дни в обществе было принято всячески помогать искателям: пищей, одежной, кровом. Казалось, весь мир вертелся вокруг главного стремления - стать буддой (просветленным). И если обстоятельства не позволили человеку сделать это в нынешней жизни, он готов был ждать, когда сложится благоприятная ситуация и он наконец сможет сбежать в синее небо.

Теперь мы измельчали в этом отношении. Мы жаждем денег, жаждем иметь роскошные дома, жаждем добиться успеха - славы, имени, политической власти. Если говорить о духовном мастерстве, то мы определенно пали. А в те давние времена люди жили в бедности, они не владели наукой и технологией, но были выше нас в том смысле, что всей душой стремились к поиску смысла жизни: по меньшей мере, если ты не в силах идти так далеко, то можешь хотя бы помочь другим. Помочь человеку, ищущему истину, уже само по себе считалось великой добродетелью.

Сложно оставаться свидетелем, живя обычной жизнью. Гораздо легче быть свидетелем, живя в монастыре или ведя жизнь монаха-одиночки, не вмешивающегося в мирские дела. Ты не зарабатываешь денег, у тебя нет никакой власти, ты живешь только на подаяние - всего одна трапеза в день. Общество было очень бедным, и поэтому Будда велел своим посвященным монахам: "Собирайте свою единственную трапезу, - за двадцать четыре часа им была позволена лишь одна трапеза, - с семи домов. Кусочек за кусочком, и вы ни для кого не станете обузой".

Ведь если каждый монах будет собирать пищу с семи домов, он никого не обременит, поскольку каждая семья может уделить просящему маленький кусочек. Таким образом, искатели могут не принимать участия в мирской деятельности, и им не придется терять свое время. Вся их энергия направлена в одну точку - к центру их существа. А общество должно им помочь, поскольку, поднимая уровень своего сознания, они тем самым помогают всем.

Может быть, вам об этом известно, может быть, нет, - но те немногие будды, которые случились в истории человечества, подняли ваше сознание, хотя вы этого и не осознали. Не будь их, вы до сих пор еще блуждали бы по джунглям. Вы не сделали ничего, но каждый будда изменил общую атмосферу. Он дал так много, и дал в изобилии.. не думайте, что кусок хлеба - достаточная плата за это. Мы ничем не может ему отплатить; его вклад в сознание человечества так велик, а его щепетильность...

Будда учил своих монахов: "Собирайте одну трапезу с семи домов и никогда не оставайтесь в одной деревне более трех дней. Не останавливайтесь, ибо, задержавшись в деревне, вы можете стать в тягость ее жителям. Им придется давать вам что-то каждый день. Уйдите прежде, чем они устанут от вас".

И в этом - очень тонкое психологическое прозрение, ибо для того, чтобы познакомиться с человеком или местом, каждому из нас требуется четыре дня. Когда вы переезжаете, то начинаете чувствовать себя уютно в
новом доме только через четыре дня. И нужно уйти прежде, чем жители деревни привыкнут к вам. Ты - чужак, тебе не позволено заводить знакомства, завязывать дружбу. Нужно оставаться чужаком. Ты сам избрал путь чужака.

В двадцатитрехлетнем возрасте Исан получил посвящение в Ханчжоу, потом отправился в Цзянси и стал учеником Хякудзе.

Он нашел своего мастера. Ученые мужи, которых он, по-видимому, встречал до сих пор, не могли удовлетворить его жажду. Они не могли дать то, что он просил. Он не просил знаний, он искал знающего. Он хотел изучить каждую грань знающего, свидетеля.

Понятно, что ученый муж этого дать не в силах. Он умеет произносить длинные цитаты, но не может излучать буддовость. Он не служит подтверждением собственных цитат, не может обосновать собственные знания. Вся его жизнь обыденна, в ней нет ни изящества, ни красоты, ни блаженства, о которых он рассказывает. Поэтому всякий разумный искатель скоро поймет, что у такого человека есть только слова, - ему неизвестно их значение. Он таскает за собой труп, не понимая, что человек уже мертв.

Все ученые мужи мира - расхитители гробниц. Они глубоко вкапываются в могли бы и извлекают кости самых разнообразных людей, но они никогда не копают вглубь себя. Они могут отыскать кости Будды... а когда найдут, они даже станут поклоняться этим костям.

В Шри-Ланке, в Канди, есть огромный храм, посвященный зубу Будды. Все научные исследования свидетельствуют, что этот зуб не принадлежит человеку: он слишком большой. Это может быть только зуб животного. Но кому до этого есть дело? Канди привлекает в Шри-Ланку больше паломников, чем любой другой храм, и все потому, что там хранится зуб самого Гаутамы Будды.

Иногда создается впечатление, что эти ученые мужи беспросветно глупы. В Сринагаре (Кашмир) был волос,
якобы принадлежащий Хазрату Мухаммеду. Мусульмане поклонялись ему, ибо думали, что это - единственная реликвия, оставшаяся от тела Мухаммеда. Но никто не знает, чей на самом деле это волос, и нет никакой возможности доказать, что он действительно принадлежал Мухаммеду. Так или иначе, несколько лет назад его похитили.

Среди мусульман всего мира поднялся переполох. Эта мечеть, Хазрат Бал... бал значит волос; даже волос назвали Хазратом; Ошё - "почтенный волос". И это была такая сложная ситуация... Начались восстания только из-за того, что мусульмане думали, будто виноват не кто иной, как индуисты. А индуисты составляют очень незначительное меньшинство в Кашмире. И несмотря на то, что индуистские лидеры всего Кашмира вновь и вновь заверяли: "Мы непричастны к делам вашей религии", - ничто не принесло примирения.

Наконец премьер-министр Индии, Джавахарлал Неру, вынужден был послать в Кашмир главу своей армии с
большим количеством солдат, чтобы окружить эту мечеть и попытаться как-то найти пропавший волос.

А как это можно было сделать? Однако как-то сделали: в пустую пробирку вложили чей-то волос. И вот теперь все довольны: волос нашелся. Ну что это за глупость?... К чему вам этот волос? Найдите вы хоть целую голову Мухаммеда - вам и это не поможет. Но люди занимаются совершенно абсурдными вещами, причем они всецело поглощены ими, - и все из-за этих грамотеев, из-за так называемых ученых мужей, которые провоцируют массы.

Должно быть, Исан переходил от учителя к учителю. Он шел все дальше и дальше в поисках человека, который постиг суть, который является не буддистом, но буддой, который не верит в те или иные гипотезы, но знает. И вот, когда он пришел к Хякудзё, что-то произошло. Он нашел мастера.

Именно таким образом совершали свой поиск ученики, последователи, искатели: они шли из монастыря в монастырь, от монаха к монаху. Нет никах зримых знаков, никаких дипломов, которые помогли бы определить просветленного. Нужно собственным сердцем найти того, кто заставляет твое сердце плясать. Это внутренняя находка - человек, в чьем присутствии вся твоя жизнь становится светом, в чьем присутствии ум уходит, словно тень, и тебя окутывает совершеннейшая тишина.

Придя к Хякудзё, Исан сразу же стал его учеником.

Ошо о Дзен. Продолжение следует.

Похожие записи:
Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.



Рейтинг@Mail.ru Траст. Анализ сайта ktoia.ru