Учение Будды – четыре духовные истины

buddaПознание просветления венчает духовное развитие на Земле и указывает путь человеку, который ведет к освобождению от страданий, к осознанию себя частью вселенского разума и любви, к дальнейшему духовному совершенствованию.

Будда считал, что обсуждение метафизических вопросов приводит к образованию пристрастных мнений, которые напоминают описание слона слепыми, сделанное на основании ощупывания различных частей его тела. Он призывал оторваться от теоретических умствований и немедленно извлечь отравленную стрелу, вонзившуюся в бок. То есть, перейти к практике, а не разглядывать стрелу и пытаться узнать, из чего она, кто сделал ее и кто пустил.

Своих учеников Будда учил не мудрствовать над такими бесполезными вопросами, как «есть ли жизнь после жизни», «как устроен мир» и прочими. А посвятить себя познанию четырех истин:

1. Жизнь полна страданий.

2. Страдания имеют причину.

3. Страдания можно прекратить.

4. Путь, ведущий к освобождению от страданий.

Страдание есть не что иное, как рождение, желание, ненависть, зависть, осуждение, печаль, отчаяние, горе, болезнь и смерть. Многие мыслители Индии, как и Будда, считали, что только близорукие люди мирские радости считают удовольствием. Эти удовольствия настолько кратковременны, что следующая за ними череда невзгод и болезней, страхов и утрат сводит на нет всю радость от испытанного удовольствия.

Происхождение страданий и зла на Земле Будда объясняет причинно-следственными связями - Законом Кармы. Во Вселенной царит гармония и баланс. Если человек нарушает гармонию, отправляя негатив в окружающее пространство, он непременно получает возврат с торицей, дабы научиться жить в мире любви. Не понимает? Не учится? Что следует за этим, вы догадываетесь сами.

Неведение истины порождает стремление к новому рождению и прохождению непройденных уроков. Если бы человеком была познана преходящая природа земного существования, полная ограничений и страданий, тогда не возникло бы кармы, которая порождает очередное рождение. Блаватская называла это вращением колеса.

Третья истина о прекращении страданий вытекает из второй. Выполняя определенные условия, человек может освободиться от страданий уже в этой жизни. К истинной мудрости ведут полный контроль над эмоциями, освобождение от привязок к материальному, постоянное размышление, а также  стремление к познанию истины.

Достижение нирваны не означает полную бездеятельность. Достигнув мудрости, человек не должен оставаться в размышлениях. В течение 45 лет после просветления Будда, странствуя, проповедовал и основывал Братства.

В своем учении Будда рассказал о том, что существует два вида человеческих поступков. Первые совершаются под влиянием ослепления, ненависти и привязанности. Другие поступки не отягощены никаким влиянием. Поступки первого вида порождают семена кармы, а, следовательно, новые рождения для выполнения кармических задач. Когда как поступки второго вида лишены привязанности и, соответственно, не рождают узелков кармы.

Человек, удаливший частицу неведения, победивший страсть, приобретает доброжелательность, чистоту, мужество, нерушимое спокойствие, самообладание. Это ободряет его и дает силу дальше идти трудной дорогой к цели достижения просветления.

Четвертая истина Будды указывает путь к освобождению от страданий. Сам Будда следовал этим путем. Назвал он его «восьмеричный путь», поскольку состоит он из восьми ступеней. «Восьмеричный путь» доступен каждому. И каждый, кто следует ему, достигает восьми добродетелей.

Правильные взгляды. Невежество и заблуждения о себе и мире являются причиной страданий, то для духовного развития нужно иметь правильные взгляды, которые подразумевают понимание и познание четырех истин.

Правильная решимость. Знание истин бесполезно без решимости духовно расти и преобразовывать окружающую реальность в соответствии с истинами. Поэтому человек, стремящийся духовно развиваться, должен отрешиться от привязанности к чему либо, отказаться от вражды и плохих намерений.

Правильная речь. Правильная решимость должна контролировать и направлять нашу речь. Это воздержание от сквернословия, клеветы, лжи и оскорблений.

Правильное поведение. Правильная решимость также должна проявляться в правильных действиях и правильном поведении – учил Будда. Это отказ от неправильных поступков – воровства, уничтожения живых существ, удовлетворения вожделения.

Правильный образ жизни. Зарабатывать средства на жизнь следует честным путем, отвергая сквернословие и плохие поступки.

Правильное усилие. Человек, руководствуясь правильным поведением, речью, решимостью, пытается измениться, но старые привычки совращают его с пути истинного. На этом этапе важно контролировать свои мысли, речь, поведение. То есть вести осознанный образ жизни, вовремя пресекая уже не ваши дурные мысли, не позволять привычкам прошлого возвращать вас в колесо порочности. Заполнять пустоту хорошими идеями и знанием. Никто не застрахован от риска поскользнуться, поэтому праздновать моральную победу рано.

Правильные мысли. На этом этапе следует сохранять бдительность и постоянно помнить и практиковать предыдущий изученный материал. Обо всем надо думать так, как оно есть. То есть, лопата – это лопата, я – это я. Утрированно, но доходчиво. Неправильные мысли пустили глубокие корни. Поведение, основанное на ложных стереотипах, стало неосознанным. Необходимо вырвать с корнем весь хлам, выбросить и забыть. Не следует оглядываться назад, а то можете окаменеть.

Правильное сосредоточение. Идущий и стремящийся к мудрости сосредотачивает свой успокоенный ум на исследовании и осмыслении истин.  На этой первой ступени созерцания и познания он наслаждается покоем отрешенности от всего земного и радостью чистого мышления.

Вторая ступень сосредоточения возникает, когда вера в истину рассеивает сомнения, отпадает необходимость в исследованиях и рассуждениях. Человек ощущает внутреннее спокойствие и радость.

На третьей ступени предпринимается попытка перейти к осознанному состоянию безразличия. Здесь человек отрешается от радости сосредоточения и испытывает совершенную невозмутимость.

Наконец, ищущий странник пытается освободиться даже от сознания невозмутимости, тем самым поднимаясь на четвертую ступень духовного сосредоточения. Наступает состояние безразличия, совершенной невозмутимости и самообладания. Наступает Просветление. Всякие страдания прекращаются. Наступает совершенная мудрость и праведность.

Подводя итог «восьмеричного пути», Будда резюмирует, что состоит он из трех гармоничных этапов – познания, поведения и сосредоточения. Духовное развитие и познание невозможно без добровольного контроля предрассудков, своих эмоций и страстей.

После этого становится возможным еще один и последний шаг - это сосредоточение на созерцании истины, результатом которого является высшая мудрость, совершенное проведение, раскрытие тайны существования.

Похожие записи:
Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.



Рейтинг@Mail.ru Траст. Анализ сайта ktoia.ru